Joomla TemplatesBest Web HostingBest Joomla Hosting
(050) 995-21-64 / (067) 401-79-89

0фициальная школа астрологии П.П. Глобы в Киеве, Авестийская
школа астрологии в Украине, Курсы астрологии в Киеве.

Обучение астрологии с «нуля» до профессионального уровня!
Мы являемся единственной официальной школой П.П. Глобы в Киеве!

Глобальные темы

Рекомендации на
Сейчас на сайте
Сейчас 454 гостей онлайн

Согласно учению Паскаля, только христианский Бог может помочь человеку спастись от безнадежной затерянности в безднах природы. Но Бог скрыт, и человек должен искать Его везде и всеми средствами.

(9)Янсенизм - религиозное течение в католицизме, которое сформировалось в 30-е годы XVII века, взяв за основу труды голландского теолога Корнелия Янсения, согласно которому, в силу своей изначальной греховной испорченности человек может спастись, лишь опираясь на благодать, которая однако снизойдет только на избранных. Как движение, янсенизм стремился реформировать католическую церковь и восстановить в правах Августиновское учение о предопределении и благодати. Согласно трактату Янсения «О преобразовании внутреннего человека», все несовершенство и преступления в человеческом обществе проистекают из трех страстей: libido sentiendi, libido sciendi, libido dominandi (похоть чувства, похоть знания и похоть власти). Под влиянием янсенистов произошло «первое обращение» Паскаля.

(10)Согласно биографическим данным, 24 ноября 1654 года, в половине одиннадцатого ночи, Паскаль пережил мистическое озарение. Это был самый необычный опыт в его жизни, который сам он никогда не смог бы поставить - на этот раз опыт ставили над ним. Ученого посетил сам Господь. Живые слова мудрости, перемежающиеся сверхъестественными образами, запечатлелись в его возбужденном разуме... Очнулся Блез глубокой ночью на полу в своей комнате. Придя в себя, он тут же записал откровение, услышанное от Христа, на кусочек пергамента, который был зашит им в подкладку его платья. С этой реликвией Паскаль не расставался до самой смерти, после чего друзья и обнаружили тайну. Именно тогда Всевышний явился к нему не как Бог «ученых и философов», а как «Бог Авраама, Исаака и Иакова». Эта встреча стала началом новой жизни Паскаля, оставившего научную практику, чтобы посвятить свое сердце и мысли Спасителю.

Став защитником веры, в начале своего духовного пути Паскаль опубликовал «Письма к провинциалу»(11) - ряд художественных эссе, сочиненных в виде переписки. В них он обличал политику иезуитов, стремившихся поймать в свои сети как можно больше прихожан любыми средствами. Отцы-иезуиты настолько старались заполнить свои церкви народом, что без зазрения совести извращали заповеди Евангелия. «Письма» имели ошеломляющий успех в среде благочестивых христиан. Зато иезуиты рыскали повсюду, пытаясь найти автора, подписывавшегося псевдонимом. Копии «опасных» писаний сжигались, читатели преследовались. Но не только обличение фарисейства было задачей Блеза, он хотел пробудить людей от духовного сна и рассказать им о «живом Боге».

Другим значимым религиозным произведением Паскаля стало написанное им «Молитвенное обращение об обращении во благо болезней»(12), которое являет собой пример сочетания в авторе практического и мистического начал: «Не прошу ни здоровья, ни болезней, ни жизни, ни смерти, хочу лишь, Господи, властвовать над жизнью и смертью своей во славе Вашей, для спасения моего, в пользу церкви и святых, с покорным смирением и святой верой отдаю Вам себя и принимаю указания всеведущего провидения. Отче, не оставь меня!» Больной человек, никогда не жалующийся, полный сострадания, Паскаль в возрасте всего лишь 39 лет приближался к своей смерти с благоговением и радостью.

Одним из самых отрадных занятий в его последний год жизни было паломничество по Парижским церквям. Он обошел их все, воздавая хвалу Тому, кто спас его от вечной гибели. Но особенно Паскалю нравилось посещать бедные церкви, где он всегда чувствовал присутствие Того, кто Сам явил себя бедным.

(11)«Письма к провинциалу» - серия из 18 писем, опубликованных в 1656-1657 гг., шедевр французской сатирической прозы.

(12)«Молитвенное обращение об обращении во благо болезней» написано Паскалем в 1659 году во время тяжелой болезни.

Главным же философским трудом Паскаля были его «Мысли», в которых рассматриваются самые разные аспекты бытия. Не имея возможности в рамках данной статьи исследовать их все, обратимся лишь к воззрениям ученого, касающимся вопроса о бесконечности мира и возможностях человека на пути его постижения.

Бесконечность - одно из центральных понятий философии Паскаля, которое выступает то под видом «бесконечной природы», то как «бесконечный Бог», то в виде «человеческого познания». При этом Паскаль указывает на «непостижимость бесконечности» для ограниченного человеческого разума, но говорит об интуитивном знании о ней посредством «сердца», как особой гносеологической инстанции.

Бесконечная делимость «бытийных» элементов природы обеспечивает их вечность, невозможность уничтожения: бесконечность природы в этом направлении, то есть вглубь, есть «бесконечность в малом». Бесконечность природы в обратном направлении, то есть вширь, есть «бесконечность в большом». Эти два вида бесконечности, тесно связанные между собой, взаимно обусловливают друг друга, являя пример диалектического совпадения противоположностей.

Рисуя образ бесконечности, Паскаль говорит: «Это бесконечная сфера, центр которой повсюду, а окружности нет нигде». Например, в рамках бесконечного космоса Земля представляет собой всего лишь точку по сравнению с огромной орбитой, которую описывает наше светило, но и сама эта огромная орбита - всего лишь малоприметная точка по сравнению с орбитами других светил, текущих по небесному своду. По отношению к бесконечному космосу, считает Паскаль, любое, какое угодно большое, но конечное тело, есть исчезающая малая величина, хотя и не превращающаяся в ноль. Более того, всякая малая величина сама по себе тоже бесконечна, но уже не вширь, как космос, а вглубь.

Паскаль в силу своей разноплановой трактовки бесконечности признает также и бесконечность природы, которая определяется им как «потенциальная бесконечность». Бесконечность природы дополняется всеобщей и бесконечной взаимосвязью всех вещей в мире, а также между собой и с мировым целым. Части мира так взаимосвязаны друг с другом и с целым, что «невозможно познать одно без другого и без целого; если бы удалось полностью постичь какую-то одну часть, это было бы одновременно познанием целого». Внутренняя взаимосвязь двух противоположных бесконечностей - в большом и в малом, вширь и вглубь - в своем единстве составляет «бесконечность универсума». Так у Паскаля происходит раздвоение единого на составляющие его противоположности, из которых одна зависит от другой, ведет к другой, одна с другой соприкасается, объединяясь в целое.

То же самое можно сказать относительно человека, который, будучи незаметной точкой в непостижимом бытии всего мироздания, сам является мирозданием по отношению в равно непостижимому более малому бытию, как бы поддерживаясь в «подвешенном» положении между двумя безднами.