Joomla TemplatesBest Web HostingBest Joomla Hosting
(050) 995-21-64 / (067) 401-79-89

0фициальная школа астрологии П.П. Глобы в Киеве, Авестийская
школа астрологии в Украине, Курсы астрологии в Киеве.

Обучение астрологии с «нуля» до профессионального уровня!
Мы являемся единственной официальной школой П.П. Глобы в Киеве!

Глобальные темы

Рекомендации на
Сейчас на сайте
Сейчас 312 гостей онлайн

40 - число сакральное

Сорока - тотем предстоящего года. В русском фольклоре эта птица считалась посредником между миром живых и миром духов. Чёрно-белая окраска Сороки явно свидетельствует о её посреднических функциях между светом и тьмой. Так или иначе, с образом этой птицы были тесно связаны представления о неотвратимости судьбы. Фаталистичный оттенок мифологического образа Сороки просматривается даже в её названии.

Слово «Сорока» в русском языке этимологически близко словам «сорок» и «срок», связанных в народном сознании с предопределением. Срок - отрезок времени, назначаемый до исполнения какого-то договора, а также время отбывания наказания. В любом случае, в семантике этого слова подразумевается некое принуждение, подчинение обстоятельствам.

Табуированное число «40» в мифопоэтическом сознании славян (и индоевропейцев вообще) связано с некроциклами (40 дней после смерти, 40-ой год жизни и т.д.), системой запретов и ограничений. Да и само слово «сорок» выпадает из обычного ряда числительных десятков. Задумайтесь, «двадцать» и «тридцать» - это сокращение от словосочетаний: два-десять и три-десять. Со словами «пятьдесят», «шестьдесят», «семьдесят» и «восемьдесят» всё ещё понятнее. Со словом «девяносто» несколько сложнее, но и там отчётливо прослеживается числительная составляющая слова. А вот слово «сорок» стоит как-то особняком и никак этимологически не связано с четырьмя десятками.

В астрологии число 40 связано с делением зодиакального круга (360°) на 9 равных частей, что порождает кармический аспект 40°, называемый нонагоном (от латинского «девять»). Это аспект кармического воздаяния, исполнения долга, отбывания наказания, ограничения активности, подчинения обстоятельствам, подавления свободы и личной воли. Наличие большого количества нонагонов в гороскопе является признаком отягощённости родовыми проблемами и неизбежностью серьёзнейших испытаний в судьбе, через которые человеку придётся пройти. Выражаясь языком индийской натурфилософии, «сорок» - это число кармы, исполнения воли небес и закона причинно-следственной связи.

Но не только астрологам был понятен принцип действия в судьбе человека механизмов кармического воздаяния, закодированных в магическом числе. Культурологи и исследователи этнографии собрали немало примеров использования «заколдованного» числа 40 в различных обрядах и заговорах. Они считают, что число 40 обладает чрезвычайно сильным ритмосоздающим потенциалом. Оно самое загадочное, самое таинственное не только в славянской, но и в европейской, и христианской культурах.

В цифровом коде славянской мифологии отражена всё та же мифопоэтическая модель мира, в которой бинарные оппозиции «правое» и «левое», «верх» и «низ» кодируются через символику определённых чисел, которые осмысляют силовую линию жизни и смерти, добра и зла.

В цифровом коде традиционной культуры славян наивысшим напряжением противостояния наделены двойка и тройка, шестёрка и девятка, числа двенадцать и тринадцать. Вместе с тем есть числа, которые определяют позицию «центра», и потому они не образовывают бинарных оппозиций, а сами в себе удерживают два полюса противостояния. К ним можно отнести число семь, и особенно число сорок. Широкий круг ритуально-обрядовых, сакрально-магических и утилитарно-бытовых контекстов свидетельствуют, что число сорок является амбивалентным и удерживает в себе признаки разнополюсной направленности.

Значительное количество мифологических и уснопоэтических контекстов свидетельствует о том, что число сорок символизирует завершённость, статусную закольцованность в одной плоскости существования, а также предопределяет пограничье как переход в другой мир.

Русские пословицы чрезвычайно выразительно подчёркивают духовную статусность числа сорок как границы полнолетия, степенности и духовного обновления: «Сорока лет, а сорому нет. И в семьдесят лет, да совести нет», «Кто в двадцать лет нездоров, в тридцать неумён, а в сорок небогат, тому век таким и бывать».

Число 40 на правах некоего сакрального центра участвовало в мифопоэтическом обрядовом ритме славян, управляющим как свадебным, так и поминальным циклом. К одной из наиболее фундаментальных универсалий мифопоэтического и фольклорно-обрядового наследия славян можно отнести структурообразующий ритм «0-3-9-40-1 год». Сразу видно, что общая его продолжительность охватывает классическую единицу измерения времени - один год. Однако самой большой тайной являются те позиции-маркеры, которые размещены внутри этой универсалии: «3 - 9 - 40».

Многие современные исследователи обращаются к эзотерическим учениям, согласно с которыми физическая смерть не является последней точкой в прощании человека с этим миром. Культурологическая универсалия «3 - 9 - 40» закодировала в себе триаду (как Божье воплощение), возведённую в степень (как выход за границы земного простора), и число сорок (как законченность трансграничных переходов, реинкарнаций), потому что именно они самым тайным образом связаны с небесными светилами и системой упорядочивания земного времени.

Универсальный ритм традиционной культуры «3 - 9 - 40» целиком упорядочивал развитие свадебного обряда, а также следующие сорок дней после него. Свадьба длилась три дня, на девятый день отмечали подсвадебки (пекли пироги, ватрушки и пр.), а с девятого дня до сорокового дня у молодых длился «медовый» месяц.

В некоторых местах до сорока дней, а в других - до полугода, роженицы воздерживались от показа ребёнка чужим людям. Одновременно находясь в лиминальном (переходном состоянии), ещё не обозначенные символами новой жизни, мать и ребёнок оставались до сорока дней неохраняемыми перед глазами чужих людей. На сороковой день ребёнка крестили, давали ему постоянное имя, которое очень сильно влияло на его судьбу.

Символика числа сорок - как граница, как своеобразная лиминальная зона в погребальных и родильных обрядах повлияла на то, что не только роженица, ребёнок и бабка-повитуха, но и умерший, и тот, кто его мыл, на протяжении сорока дней наделялись фактически одним и тем же статусом. Душа человека, который умер, только на сороковой день окажется в Раю, та же душа прилетит в этот мир, и только на тот же сороковой день после рождения ребёнка крестят, дают ему индивидуальное имя.

В стадии, опасной для контактов, на протяжении того же периода - сорока дней - находились могильный песок, одежда умершего, прижизненные фотографии, зеркало. Поэтому к ним было особенное отношение, например, зеркало должно быть завешено или повернуто к стене, фотографии обязательно спрятаны и т.д. Видимо, именно эти регламентирующие обстоятельства стали предпосылкой возникновения запрета живим отмечать своё сорокалетие.