Изед года — Геуш-УрванГеуш-Урван в переводе с авестийского языка означает "Душа Быка". На среднеперсидском языке (пехлевийском) это имя звучит как Гошурван. Это изед, связанный с животным началом и воплощающий в себе производительные силы животного царства, а также душу всего живого, которая даёт возможность развиваться животным. Согласно зороастрийской мифологии, бык Эвходата являлся первым животным, созданным Ахура-Маздой. Этот Первозданный Бык и стал родоначальником всего животного мира. Поэтому, Геуш-Урван воспринимался как могущественное божество женского рода, покровительствующее стадам. Воздавая ей почести или прося поддержки, зороастрийцы именуют её Символ Геуш-Урвана Дрваспа — "Та, благодаря которой лошади пребывают в здравии". И этот эпитет, преисполненный благодарности к богине, стал её вторым именем. Под её опекой плодится и тучнеет домашний скот. Согласно IX Яшту ("Гош-Яшту"), богиня смотрит с небес на пасущихся дойных коров, на густорунных овец, на рабочих волов. Она покровительствует всем тем людям, которые заботятся о домашнем скоте, столь любезном Ахура-Мазде и столь ненавистном Ангра-Манью. Но грозно хмурится Дрваспа, если кто-нибудь нарушит священную заповедь по защите скота, данную Ахура-Маздой. Колесница её тотчас сворачивает с пути, и кони мчат богиню туда, где совершается богомерзкое деяние и надо защитить праведную веру. Но Геуш-Урван — это не только астральный покровитель животных. Этот изед — ещё и водитель душ человеческих к первичному райскому состоянию через подсознательное начало. Оказывается, у животных именно инстинкт, бессознательное, проявлено в более чистом виде, они не совершают бессмысленных инстинктивных поступков. Следовательно, Геуш-Урван связан с подсознательным началом человека, с его душой. Так как под быком, кроме всего прочего, понимались и все материальные творения, воплощённый мир, то ангел Геуш-Урван рассматривался как Душа всего проявленного мира, не оторванная от высшего существования, "Душа Вселенной". Поэтому в обязанности этого изеда входит обеспечение защищённостью на материальном уровне и награждение всеми земными дарами тех людей, кто заботится о порядке и гармонии воплощённого мира и проводит мирную политику в жизнь. Зороастрийская мифология повествует о том, что когда Первозданный Бык был растерзан Ангра-Манью и умер, Геуш-Урван, Душа Быка, встала перед бездыханным телом и слёзно с криком воззвала к Творцу, прося объяснений по поводу случившегося. Когда Ахура-Мазда разъяснил Геуш-Урвану причину несчастья и оповестил о дальнейшем развитии событий и о конечной победе сил Света и Добра, то Душа Быка сделалась ублаготворённой. Геуш-Урван снова пришёл к согласию с существующим миропорядком, произнеся следующие слова: "Я буду давать пищу земным существам". Под гибелью Первозданного Быка и плачем его Души в Авесте ("Ясна" 29) понимается плач и боль всего проявленного мира по поводу вторжения в него Духа-Разрушителя. В конце времён, во время завершения Мирового круга, когда Зло будет окончательно побеждено, а Добро восторжествует, этот Бык (Мировая корова) будет принесён в жертву. Это будет сделано для того, чтобы из жира этого Животного и сока Хаомы был изготовлен напиток бессмертия, с помощью которого произойдёт воскресение и обновление Вселенной, всего мира. Именно с этой точки зрения в индоиранской религии Геуш-Урван рассматривается как божество — покровитель стад, с которым "воссоединяются" души всех быков и коров, закланных для жертвоприношения. |